Проверка СИЗ от падения с высоты
В связи с отменой ГОСТ Р 12.4.184-95 и введением приказа Минтруда РФ от 16.11.2020 N 782Н испытание средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) от падения с высоты повышенной нагрузкой отменена. Взамен введена, проверка СИЗ путем визуального осмотра самим пользователем, до и после каждого использования (Приказ Минтруда РФ от 16.11.2020 N 782Н).
Содержание
- Введение
- 1. Проверка маркировки (для всех СИЗ)
- 2. Проверка срока годности (для всех СИЗ)
- 3. Проверка привязи (пояса).
- 4. Проверка стропа
- 5. Проверка амортизатора
- 6. Проверка вертикальной гибкой анкерной линии
- 7. Проверка горизонтальной анкерной линии
- 8. Проверка анкерных устройств
- 9. Проверка блокирующих устройств инерционного типа
- 10. Проверка когтей и лаз Заключительное положение (обязательное для всех СИЗ)
Введение.
Перед тем, как приступить к проверке СИЗ от падения с высоты пользователь обязан ознакомиться с инструкцией по применению, внимательно прочитать и понять ее.1. Проверка маркировки СИЗ от падения с высоты.
Маркировка должная соответствовать ГОСТ Р ЕН 365-2010 и содержать следующую информацию:
- Наименование/модель;
- Стандарт;
- Дату производства месяц/год;
- Идентификационный номер;
- Пиктограмму в виде книжки, свидетельствующую о том, что перед применением пользователь должен ознакомиться с инструкцией;
- Название производителя/поставщика или торговое наименование.
2. Проверка срока годности.
Проверку срока годности определяем на основании проверки маркировки (дата производства) и срока эксплуатации (указан в паспорте изделия).
3. Проверка привязи (пояса).
Производят проверку несущих нагрузку элементов (лямки, силовые швы и металлические элементы).
3.1 Лямки и ремень проверяют по всей длине на отсутствии физических и химических дефектов таких, как:
- порезы, прожоги, выбивающиеся волокна и другие физические дефекты;
- различная гибкость и потеря цвета лямок будет свидетельствовать о химическом или тепловом повреждении, что это тоже не допустимо.
Допускается легкое, поверхностное загрязнение лямок.
3.2 Силовые швы на ремне и лямках проверяют на однородность, целостность. Не допускается нитки выдергивать, обрезать и прижигать.
3.3 Металлические элементы привязи (пряжки и полукольца) должны быть проверены на отсутствие коррозии, деформации и трещин.
4. Проверка стропа
4.1Проверка фала стропа.
Стропы из каната и ленты проверяют на отсутствии даже незначительных порезов, ожогов или других повреждений. Стропа из каната и ленты должны иметь одинаковую упругость и гибкость, если таковое отсутствует, то это будет говорить о том, что строп поврежден химическим или тепловым воздействием, что тоже не приемлемо. Стропа из металлического троса не должны иметь выдернутые пряди, а их металлическая запрессовка должна быть целостная. Строп из цепи проверяют на отсутствие коррозии, деформации и трещин.
4.2 Проверка регулятора длины и других металлических элементов
Если строп имеет регулятор длины или/и другие металлические элементы, то их проверяют на отсутствие коррозии, деформации и трещин.
4.3 Проверка силовых швов стропа
Силовые швы проверяют на однородность, целостность. Не допускается нитки выдергивать, обрезать и прижигать.
4.4 Проверка карабина
Карабины проверяют, на отсутствие деформации, трещин, коррозии, износ или повреждений его компонентов. Запорный механизм карабина должен раскрываться при нажатии двух клавиш, если раскрытие карабина происходит при нажатии только на одну клавишу, то его следует изъять из эксплуатации. Сами карабины должны открываться и закрываться без заеданий.
5. Проверка амортизатора
Амортизатор должен быть укомплектован в чехол, который бы позволял производить его визуальный осмотр. При проверке проверяем целостность чехла, а также отсутствие под чехлом влаги, плесени и грязи, что может повлиять на работу амортизатора. Петли амортизатора не должны иметь надрывов, порезов, ожогов и других повреждений. Если амортизатор имеет выбивающиеся нити, то это признак того, что он ранее был использован и повторное его применение не допустимо.
Амортизатор со стропом – то, кроме амортизатора, должна производиться проверка стропа согласно п. 4.
Амортизатор с карабином – также проверяют карабин, п.п. 4.4.
6. Проверка вертикальной гибкой анкерной линии
6.1 Проверка гибкой анкерной линии
Гибкая анкерная линия должная быть изготовлена из плетеного шнура, не должна содержать таких дефектов, как малейшие порезы, следы ожогов, поврежденные силовые швы, отсутствие ограничителя и других повреждений. По всей длине линия должна иметь один диаметр, одинаковую гибкость и цвет. В случае если цвет и гибкость различна, то это будет свидетельствовать о тепловом или химическом повреждении, что тоже недопустимо для дальнейшего использования.
6.2 Проверка блокирующего устройства
Блокирующее устройство проверяют на отсутствие коррозии, деформации, трещин, а также износ его компонентов. Проверяют работу механизма, для этого конец анкерной линии закрепляют на конструкции, чтобы анкерная линия была расположена вертикально, присоединяют блокирующее устройство. Блокирующее устройство должно беспрепятственно передвигаться вверх и вниз, а при резком рывке в низ, блокирующее устройство должно защелкнуться. Если блокирующее устройство было задействовано для останова падения, то его дальнейшее применение запрещено.
Если блокирующее устройство снабжено амортизатором, то амортизатор проверяют согласно п. 5
7. Проверка горизонтальной гибкой анкерной линии
7.1 Горизонтальная гибкая анкерная линия проверяется по всей длине и не должна иметь даже малейших порезов, ожогов и других повреждений. Различная гибкость и цвет будет говорить о химическом или тепловом повреждении, что тоже не допустимо. Если отдельные участки имеют различный диаметр (для каната) или ширину (для ленты), то это будет означать, что анкерная линия потеряла свою прочность и ее требуется изъять из эксплуатации. Силовые швы, петли, и стыки проверяют на отсутствие повреждений.
7.2 Проверка регулятора длины анкерной линии
Механизм регулировки длины должен легко регулировать натяжение анкерной линии. Малейшая деформация, наличие механических повреждений, а также его не корректная работа является основанием для изъятия из эксплуатации.
8. Проверка анкерных устройств
Анкерные устройства, изготовленные из металла, проверяют на отсутствие коррозии, трещин, деформаций и других визуальных повреждений. В случае если анкерное устройство содержит металлический трос, то его запрессовка на концах троса, должна быть целостная и не должна иметь выдернутых прядей. Анкерные петли из ленты проверяют на отсутствие порезов, прожогов, химических и тепловых воздействий, и других повреждений. Силовые швы проверяют согласно п.п. 4.3.
9. Проверка блокирующих устройств инерционного типа
Блокирующие устройства инерционного типа проверяют целостность корпуса, металлические элементы не должны иметь коррозии, трещин, деформаций и других механических повреждений. Карабин проверяют согласно п.п. 4.4.
Если блокирующее устройство имеет ленточный строп, то его проверяют по всей длине на отсутствие порезов, ожогов, химического или теплового воздействия, прочих механических повреждений. Силовые швы проверяют согласно п.п. 4.3.
Если блокирующее устройство содержит металлический трос, то проверяют целостность запрессовки его конца и отсутствие выдернутых прядей. Блокирующее устройство в состав, которого входит амортизатор, проверяют амортизатор согласно п. 5.
Проверку втягивающего механизма производят путем вытягивания троса с максимальной силой, трос должен заблокироваться, а при ослаблении он должен легко втянуться назад в катушку. При вытягивании троса, без рывка, он должен легко выходить из катушки.
10. Когти и лазы
Когти и лазы проверяют на отсутствие коррозии, ржавчины, деформации и трещин. Ремни когтей и лаз не должны иметь порезов и других механических повреждений. Перед подъемом на высоту, важно убедиться в надежности когтей и лаз, для этого нужно слегка на них подпрыгнуть на расстоянии 20-30 см от земли. В случае если при проверке была выявлена деформация, трещина или поломка, то следует изъять эти когти и лазы из эксплуатации.
Заключительное положение.
Если после проверки СИЗ от падения с высоты у вас возникли сомнения по поводу их надежности и работоспособности, то это будет являться основанием для их изъятия из эксплуатации.
СИЗ от падения с высоты, которые были изъяты из эксплуатации, по причине сомнений в их надежности должны пройти проверку в испытательном органе на их работоспособность. Они должны быть испытаны динамической и статической нагрузкой согласно методике испытаний изложенной в стандарте, которому они соответствуют. И только после письменного подтверждения от компетентного лица из испытательного органа, возможна их дальнейшая эксплуатация.
Если СИЗ было задействовано для останова падения, то его дальнейшее применение запрещено.